Город Давида

Город Давида
  • Город: Иерусалим

Первый еврейский Иерусалим, Сион царя Давида был расположен на узком хребте юго-восточнее нынешнего Старого Города. На востоке он ограничен долиной Кедрона, на западе – склонами к Гай Эном. На юге – стрелкой этих двух долин, а на севере – стеной Старого Города.

Раскопки этой, самой древней части Иерусалима стартовали в середине 19 века, как только первые ученые получили доступ на Святую Землю.

Первая экспедиция PEF (Palestine Exploration Fund) начала работы в этом месте в 1867 году под начальством Чарльза Уоррена. С тех пор здесь побывали еще семь экспедиций и через 110 лет после первой была основана Ассоциация Города Давида.

С 1977 по 1984 год и во второй половине 90-х годов экспедиция этой ассоциации под управлением Игаля Шило производила здесь последние исследования. Территория раскопок подразделяется на ряд площадок, названных по буквам ангийского алфавита.

Площадка G представляет наиболее интересные законченные на данный момент раскопки, многое в которых еще очень спорно и представляет проблему для исследователей. Раскопанное делится на несколько основных пунктов: прямая стена над наклонной (1), башня с севера (2), башня с юга (3), наклонная стена полукругом (4), четырехкомнатный дом с колоннами (5) и дом под ним (6).

В 1923 году Данкен и МакАлистер полагали, что стена номер 4 - иевусейская стена города, вернее, облицованный камнем вал, а башня рядом – башня стены Давида. Правда, для обоснования своей версии они вынуждены были не упомянуть о существовании водной системы, в их теорию не вписывавшейся, поскольку выход ее был вне стен города. Система эта была обнаружена Уорреном в 1867 году.

Кэтлин Кэньон позже установила, что это не стена города, иначе дом номер 5 оказался бы вне стен. Таким образом, возможно, что весь комплекс является самой ранней внутренней стеной города времен II Храма, возможно, периода Эзры. Ее версия также подтверждалась могилами, найденными «внутри» города позже.

Что интересно, последующие раскопки в городе Давида производили не израильтяне, а израильская полиция их охраняла от религиозных евреев, которые копать не давали. Выяснилось, что многие дома города Давида лежат ниже, а стена номер 4 - башня, акрополис внутри города - 10 века до нашей эры. Игаль Шило предположил, что это основание дворца или цитадели Сион, с которой Давид увидел купающуюся Вирсавию.

В доме номер 5 найден остракон с именем «Эль» примерно 7 века до нашей эры. В соседней комнате найден туалет с каменным унитазом. Дом номер 5 носит название «Дом Ахиэля» и является типичным четырехкомнатным домом периода железа. Он был разрушен во время нападения вавилонян.

В доме номер 6, который носит название «Сожженная комната» найдены железные израильские наконечники для стрел и следы пожара. В доме номер 7, иначе называемом «дом бул» найдены 64 глиняных печатей для свитков (бул) с именами, в том числе упомянутых в книге пророка Иеремии (36:10). Все найденное находится в Музее Израиля.

Территория под номером 8 представляет собой ханаанский форт иевусейских времен примерно 14 или 13 века до нашей эры, города управлявшегося упомянутым в книге Бытие Адоницедеком, с которым воевал Авраам.

Стена номер 1 видимо относится ко временам Менаше, который правил до Хизкияху, но был «плох перед Богом». Сейчас ведутся раскопки на площадке Е и на территории предполагаемого дворца царя Давида. Кроме того, ведутся работы в западной части около автомобильной стоянки, где вскрыт на данный момент только византийский слой. В городе Давида обнаружено множество археологических культурных слоев. Древнейшие постоянные поселения представляют собой несколько прямоугольных зданий со скамейками вдоль внутренних стен . Подобные здания являются типичными для ханаанских городов примерно с раннего бронзового века (3-е тысячелетие до н. э.).

В средний бронзовый век, приблизительно в начале 18-го века до н. э., вокруг города была построена массивная стена. Находки, относящиеся к позднему бронзовому веку очень скудны. Однако, именно к этому периоду относится библейское заселение Иерусалима аммореями и иевусеями. Судя по всему, приблизительно в 13-12 веках до н.э. произошло изменение топографии города – появились террасы, базирующиеся на взаимосвязанных пересекающихся стенах.

Очевидно, тогда и появляется первая водная система города, к которой принадлежит колодец Уоррена, обнаруженный английским исследователем в 1864-1867 годах, которая позволяла жителям города черпать воду из источника Гихон не выходя за пределы городской стены. Скорее всего именно этот колодец и назван «трубой», через которую в город проник авангард царя Давида (2 Самуил 5:8).

К 10 веку до нашей эры (царство Давида и Соломона) в городе появляются монументальные постройки, относящиеся, видимо, к Сиону Давида.B 8-9 веках до н.э. стены города были значительно расширены на север, а во время правления царя Езекии и к западу от города Давида. Линия укреплений восточной стены города прослежена примерно на 120 м. Видимо, тогда появились также дренажные каналы, выводящие стоки в долину Кедрона.

Во времена Езекии была построена новая тайная система водоснабжения города, так называемый подземный туннель Езекии.

Археологические находки показывают, что период царства Иудейского был для Иерусалима временем процветания, хотя основная жизнь проходила уже не на территории города Давида, а серевнее и западнее.

Обнаружены также следы разрушения города во время вавилонского нашествия Навуходоносора. Подробнее смотри также Гихон, колодец Уоррена и туннель Езекии. В 2007 году археологическая экспедиция Эйлат Мазар обнаружила и раскопала на территории города Давида дворец этого великого царя, что стало новой археологической сенсацией в нашей стране.

Холм, на котором зародился Иерусалим, где царь Давид основал свое государство, и где была написана история еврейского народа, является сегодня частью "Града Давида", одной из наиболее и захватывающих достопримечательностей Израиля, расположенной в нескольких минутах ходьбы от иерусалимского Старого города и Стены плача. Сюда стекаются посетители со всего света, движимые желанием увидеть истоки самого святого города мира и понять, как истории из Ветхого Завета превращаются в реальность.

В 1004 году до нашей эры царь Давид отвоевал Иерусалим у племени иевуситов и основал здесь свое государство. Здесь достигло расцвета единство еврейского народа и взошли ростки святости, сюда был привезен священный Ковчег Завета и отсюда он проделал свой путь в Храм, построенный царем Соломоном, отпрыском царя Давида. Сегодня "Град Давидов" – это чудесный археологический парк, повествующий об основании Иерусалима, о выпавших на его долю перипетиях и войнах, о пророках и царях, истории евреев в тот период, их внутренней борьбе и сопротивлении внешним врагам. Здесь каждый камень и каждый черепок окутан волшебством истории. Среди наиболее увлекательных находок – просторные комфортабельные жилые дома, принадлежавшие, очевидно, высокопоставленным жителям города, и "шахта Уоррена", через которую, как считалось ранее, в город подавалась вода из родника Гихон, а ниже шахты - руины одной из башен, защищавших Гихон. Предполагают, что именно здесь царь Соломон был помазан и возведен на царство. Среди руин были также найдены личные печати, служившие для скрепления посланий и документов, с именами людей, упоминаемых в Ветхом Завете.

Но самой замечательной достопримечательностью "Града Давида" является Никбат а-Шилоах, потрясающий памятник древней инженерии. Подземный туннель-водопровод длиной 533 метра был вырублен во времена царя Хизкиягу (Иезекии), причем прокладывали его параллельно с двух сторон, успешно встретившись посредине. Получасовая прогулка по прохладной воде туннеля завершается у водоема Шилоах, в русской традиции называемого Силоамской купелью.

Уникальные находки и их значение для истории еврейского народа превратили археологический парк "Град Давида" не только в чрезвычайно важную, но и очень увлекательную туристическую достопримечательность.

Министерство туризма Израиля

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.