Церковь Посещения

- Город: Иерусалим
Церковь Посещения, построена на месте дома Захарии и Елизаветы (евр. имя - Элишева) - родителей Иоанна Предтечи. У достойной супружеской пары, Елизаветы и храмового священника Захарии, несмотря ни на какие молитвы не рождались дети. Наконец, Вс-вышний внял их молитвам и Елизавета понесла. Согласно Евангелию от Луки, узнав, что ее немолодая двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Мария отправилась навестить её. И было это через несколько дней после Благовещенья. Когда Елизавета увидела кузину, благодаря шестимесячному Иоанну, находящемуся в её чреве, она почувствовала, что Мария также беременна и сказала ей об этом: "...взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: "благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лука 1:42"). В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов "Величит душа Моя Господа".
На месте встречи двух женщин забил чудотворный родник. А францисканцы возвели храм, который назвали церковью Посещения.
Современное здание церкви Посещения было возведено в 1935 году архитектором Берлуччи на руинах прежних церквей, первая из которых была построена в 324 г. императрицей Еленой, матерью Константина – первого римского императора-христианина, а затем разрушена персами в ходе захвата ими территории Палестины. Крестоносцы, в 1099 г. вступившие в Святую Землю с Первым крестовым походом, находят здесь руины и отстраивают их заново в 1140 г. . На воротах в церковный двор фигуры пророка Захарии в одежде коэна и св. Елизаветы. На мозаике, над входом в нижнюю церковь, изображение Марии, въезжающей в Эйн-Карем на ослике в окружении ангелов. На заднем плане картины - Назарет. Под мозаикой – надпись: «И встала Мария в те дни и поспешила в Горы, в один из городов Иудеи». Прекрасные фрески, выполненные под потолком полукругом, описывают уже известные нам события: службу Захарии в Храме, встречу Марии и Елизаветы и избиение младенцев, где на дальнем плане изображена спасающаяся Мария, а ближе – спасающаяся Елизавета, прячущая Иоанна. За железной решёткой слева от алтаря - кусок скалы, скрывший Иоанна и послуживший ему убежищем, вокруг которого выполнена надпись на греческом: «В этой скале Елизавета спрятала Иоанна». Этот обломок скалы принесен из пустыни, в которой укрывалась Елисавета с сыном во время легендарного избиения младенцев. Справа - мраморная ваза, содержащая воду чудесного подземного источника, забившего, по преданиям, здесь во время встречи беременных кузин.
Церковь имеет две части, одна над другой, причем эти части не сообщаются друг с другом.
Нижняя церковь
Главная Святыня нижней церкви есть камень с небольшим углублением, напоминающим как бы отпечаток тела ребенка. Он находится справа, в нише стены, за железной решеткой. Сюда, по преданию, спрятала Елисавета младенца Иоанна от искавших его слуг Иродовых, о чем рассказывает Протоевангелие Иакова: “А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их. Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили”.
В нижней церкви сохранился древний колодец, глубиной 4,7 метров от уровня пола, к которому ведет сводчатый коридор периода крестоносцев. Это сочетание двух эпох в одной церкви напоминает церковь Архангела Гавриила в Назарете. Пол этого коридора украшен мозаикой, чем-то напоминающей постеленный ковер, с изображениями рыб разного вида в обрамлении лотосов. Стены главного зала украшены фресками работы художника Анжело делла Торре в стиле раннего Ренессанса:
- 1. “Посещение” на фоне домашних приготовлений для встречи важного гостя;
- 2. “Младенец Иоанн, спрятанный от иродовской резни”;
- 3. “Захария в одежде первосвященника”. Главный алтарь находится в нише, украшенной мозаикой, изображающей пейзаж с золотым солнцем в центре – работа Пьетро Д’Ачиарди. Фрески в проходе изображают две женские фигуры, олицетворяющие Веру и Надежду.
Верхняя церковь
Верхняя церковь являет собой полную противоположность нижней. Здесь ничто не напоминает об избиении младенцев. Здесь изображены звезды, животные, цветы, мраморный узор окон представляет пальмы, листья, фрукты – символы плодородия древней Палестины. Входим в церковь через бронзовые двери, украшенные рельефами работы Аурелио Миструцци.
Особый праздничный радостный настрой придают фрески, расположенные симметрично напротив окон. На правой (южной) стене находится пять фресок, соответствующие по размерам пяти окнам северной стены, они прославляют Марию в традиционных титулах в Ее честь (слева – направо)
- 1. “Богородица”. На фреске изображен Эфесский собор 431 года, провозгласивший Марию Богородицей. В 428 году епископ Несторий выразил мнение, что Пречистую Деву Марию следует называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога не может быть матери. То же повторил и епископ Дорофей. Во главе противников Нестория стоял Кирилл Александрийский и папа Целестин. Тогда император Феодосий II созвал Вселенский собор в Эфесе, как в месте последнего пребывания Богоматери в свои последние годы жизни (по одной из версий). Эфесский собор утвердил за Марией титул Богородица.
- 2. “Покровительница надеющихся”. Мария защищает своим покровом всех страждущих, одетый в коричневую рясу францисканца, он – не кто иной, как Антонио Барлуцци.
- 3. “Посредница и Заступница”. На фреске изображена свадьба в Кане Галилейской.
- 4. “Помощница христианам”. На фреске изображена битва при Лепанто. Папский легат благословляет меч главнокомандующего на сражение во имя христианской веры. Вверху Мадонна в окружении папы Пия V и Иоанна Австрийского.
- 5. “Непорочная Приснодева”. Дунс Скот ведет диспут о Непорочном зачатии в Сорбоннском университете”.
Все фрески – работа Цезаря Вагерини, выполнены в стиле позднего итальянского Ренессанса, в интервалах между фресками и окнами, изображены женские фигуры, представляющие образы знаменитых женщин Ветхого Завета, и по краям – четыре фигуры, олицетворяющие добродетели. Слева направо, на южной стене: Справедливость, Анна, Есфирь, Иудифь, Иаиль, Воздержанность. Слева направо, на северной стене: Храбрость, Девора, Мариам, Рахиль, Сарра, Благоразумие. Промежутки между каждой картиной несут стихи из Магнификата. По всему периметру, на уровне глаз, размещены изображения сцен, связанных с 14-ю станциями Крестного Пути и символы отцов Церкви, отличившихся в богословии Богородицы.
На противоположной стене, боковые откосы в оконных проемах украшены фигурами музицирующих ангелов работы F. Manetti в стиле Фра Анжелико.
Фрески в апсиде, за алтарем, разделены на 4 панели: слева вверху – христианский мир преподносит Марии различные дары, среди них донаторы держат в руках церкви, построенные в Ее честь; внизу – св. Елисавета; с правой стороны, вверху – представители конгрегаций Марии; внизу Иисус вознаграждает тех, кто любит и почитает Марию; в середине – францисканцы на Святой Земле, среди них изображен Антонио Барлуцци, преподносящий Марии свою церковь Посещения, которую мы рассматриваем в настоящий момент.
Главный алтарь установлен в апсиде на остатках прежнего алтаря крестоносцев. Два боковых алтаря, помещенные на северной стене, посвящены Елисавете и Иоанну Крестителю, чьи образы изображены внизу, на керамической плитке – работа Мери Бишлер, по рисункам Камбелотти.
Мозаика пола изображает символы природы, как творения, во всех своих формах прославляющего Бога. Пол в пресвитерии перед алтарем покрыт мозаикой, изображающей оленей, пасущихся на цветущем лугу между пальмами.
Францисканцы ежегодно проводят здесь праздничную литургию в день Посещения 2-го июня – праздник, который был установлен Католической Церковью еще в XIII веке, благодаря стараниям францисканского богослова Бонавентуры. На этой мессе, по традиции, присутствуют представители и других конфессий, несколько русских монахинь делегируются на праздник от соседнего Горенского монастыря, о котором мы писали выше, в главе.
Комментарии (0)