Елеонская гора
- Город: Иерусалим
Елеонская гора (Елеон, Масличная гора) - короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, западные склоны и в настоящее время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы.
Масличная гора имеет три вершины, на которых расположены:
- - на северной вершине (826 м над уровнем моря), называемой горой Скопус (Хар ха-Цофим) — кампус Еврейского университета в Иерусалиме;
- - на средней вершине (814 м) — Лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории (1910); - на южной вершине (816 м) — русский Вознесенский монастырь и арабское село Ат-Тур (от арамейского названия Масличной горы — Тура-ейта).
На западных и южных склонах южной оконечности Масличной горы расположены:
- - Еврейское кладбище на Елеонской горе. древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к долине Кедрон.
- - Могилы пророков — пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Аггей (Хаггай), Малахия и Захария;
- - Гефсимания
- - Церковь Всех Наций.
- - многие христианские святыни: Гефсиманский сад, гробница Девы Марии, русский монастырь Марии Магдалины и другие.
На средней вершине Елеонской горы произошло Вознесение Господне, от сюда название - гора Вознесения, северная вершина Елеонской горы - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на котором останавливались приезжие из Галилеи, в том числе св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт.) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Южная вершина Елеонской горы именуется горой Соблазна, название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы.
Считается, что Елеонская гора находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, которые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу.
Впервые Елеонская гора упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Елеонской горе уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).
Со времен Второго храма с Елеонская гора ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны, подтвержденным археологическими открытиями, на Елеонской горе совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел которой использовался священниками для ритуальных очищений. Елеонская гора в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана).
Богословским завершением ветхозаветного почитания Елеонской горы являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4).
Особое место занимает Елеонская гора в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Елеонскую гору, где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Елеонской горы совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Елионской горе, раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Елионской горы, в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Елионской горы Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12).
Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль восточной стены Старого города. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата - по находящейся здесь гробнице царя Иосафата. В долине расположены кладбища: под городской стеной - мусульманские, на противоположных елеонских склонах - еврейские. Склоны горы еще в ханаанский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго храма (Х в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) представители духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы (например мавзолей Авессалома). Древние кладбища и ныне используются для погребений. Это - юдоль плачевная, где, согласно библейскому обетованию, состоится Страшный Суд (Иоил 3. 12-15). В книге Деяния св. апостолов ангел после Вознесения Господня, говоря ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо, ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Елеонской горе., над долиной Иосафата. В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река (Дан 7. 10).
Долина Силоамская, или Царская (по наличию здесь в древности царских садов, а позже царских погребений), расположенная ниже по течению Кедрона, огибает с юго-запада городские стены и затем вытянутый мыс горы Офел, сливаясь за ним с долиной Тиропеон, а дальше, к юго-западу от Сиона, с Енномовой долиной, и далее идет на юг, к монастырю Саввы Освященного и Мёртвому морю. На дне Кедрона на дороге, идущей от Львиных (Гефсиманских) ворот Старого города к Елеонской горе, находится греческая церковь первомученика Стефана. На этом месте, по греческому православному преданию, он был побит камнями в 34 г. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В византийские времена почитание первомученика совершалось в другом месте - за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где императрица Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. Храм первомученика Стефана построен в долине Кедрона Иерусалимским Патриархатом в 1969 г. Справа от здания сохранились каменные ступени древней лестницы, шедшей от Золотых ворот к вершине Елеонской горы и служившей для религиозных процессий в ветхо- и новозаветные времена. Согласно Commemoratorium de casis Die vel monasteriis (Памятной записке о домах Божиих или монастырях), в 808 г. можно было сосчитать 195 таких ступеней от ворот до Кедрона и 537 - от Кедрона до вершины. В 1931-1934 гг. русским археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории рус. Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря). В 1987 г. над этими ступенями была сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим, в которой служится в праздник малая вечерня.
Напротив церкви первомученника Стефана, в самой нижней точке долины, у подножия Елеонской горы, находится церковь Успения Пресвятой Богородицы, воздвигнутая над гробницей, где было положено апостолами тело Божией Матери. Слева от церкви Успения можно пройти к Гефсиманской пещере (Пещере учеников). Чуть выше по склону, в глубине Гефсиманского сада, принадлежащего францисканцам, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Церковь всех наций»), построенная в 1919-1924 гг. архитектором А. Барлуцци. Узкая, 2 м шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от русских владений, лежащих выше по склону.
Главной достопримечательностью русского участка, исторически бывшего продолжением того же Гефсиманского сада, является 7-главый храм во имя равноапостольной Марии Магдалины, построенный в новорусском стиле. Мимо русского участка можно подняться по крутой дорожке к самой вершине Елеонской горы - месту Вознесения Господня.
Комментарии (0)