Град Иудин

- Город: Иерусалим
Септуагинте упоминается некий поселок Бефкарем (Иеремия 6:1). С древних времен христиане совершают паломничества в этот поселок, расположенный в живописной долине Сорек, почитая его как место рождения Иоанна Крестителя, хотя Евангелия не уточняют, в каком именно иудейском поселке или городке произошло это событие. Единственное указание на место мы находим в Евангелии от Луки: “Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин” (Лк. 1:39). Вероятно, традиция основывалась на преданиях, почитавших здесь одну из частных усадеб, принадлежавшую когда-то иудейской священнической семье, а кроме того, этот городок, как нам сообщает игумен Даниил, в те времена назывался Орин, что по-гречески и означает “нагорная страна”, как и написано в оригинале у Луки: “νηνιερο” (Лк. 1:39).
Одно из самых древних из дошедших до нас упоминаний, свидетельствующих о почитании этого городка как места рождения Иоанна Крестителя, относится к 530 году и принадлежит некоему архидиакону Феодосию, который оставил нам небольшое топографическое описание Святой Земли. Об авторе сего итинерария мы почти ничего не знаем, кроме того, что он был диакон или архидиакон и звали его Феодосий. Итак, относительно Горнего, мы читаем у него довольно-таки скудную, но вполне точную информацию: “От Иерусалима до того места, где жила святая Елизавета, мать святого Иоанна Крестителя 5 миль”.
Первое наиболее подробное описание этого места составил в своем “Хождннии” игумен Даниил, и вот что он пишет: “И от того монастыря (Креста) до дому Захаршна суть вер¬сты 4, и есть место то под горою, к западу лиць от Иерусалима. В тот дом Захариин святая Богородица в подгорие к Иелисавефи и целова Иелисавефь; и бысть, яко услыша Иелисавефь целованье Марьино, взыгрался младенець радущами в утробе ея и рече Иелисавефь: «откуду се прииде ко мне мати Господа моего? Благосло¬венна еси в женах и благословен плод утробы твоея. В том же дому Иоанн Предтеча родился есть. И есть ныне на месте том создана была церкви вверх; идуще в церковь ту, на левей руце, под малым олтарем, есть пещерка мала, и в той пещере родился Иоанн Предтеча. И есть место то было оделано гралом каменым все.
А от туда есть полверсты черес дебрь горы, в нюже гору прибеже Иелисавефь и рече: «горо, приими матерь с чадом»! И абие разступися гора и прият ю. Слуги же Иродовы, иже гна в след ея, пришедше до места того, не обретоша ничтоже и возврвтишася томлены. И есть место то знати на камени том и до нынешняго дне. И есть над местом тем ныне создана церквица мала; исподи под церквицею тою пещерка мала и церквица другая, пред пещеркою тою приздана. Из тоя пещеры исходит вода добра зело и ту воду пила святаа Иелисавефь, с Иоанном, ту сущи в горе той; ту бо есть была умертвия Иродова, ангел бо ю надбяше в горе той. И есть гора та велика вельми и лес по ней есть мног, и около ея дебри суть многи, и есть на запад от Иерусалима; имя месту тому – Орини. В ту же гору вбегл Давид пророк из Иерусалима, от Саула царя”. (Современная традиция почитает пещеру, где скрывался Давид, в ущелье Эйн Геди, близ Мертвого моря).
В апреле 1166 года король Амальрих передает Святыню (грот рождества Иоанна Предтечи) в распоряжение каноников Храма Господня, которые строят здесь укрепленный монастырь, не забывая при этом почитать и место убежища Елисаветы . О нем в 1185 году упоминает Иоанн Фока: “На этом месте есть небольшое укрепление, и храм водружен над пещерою, и в недрах этой пещеры совершилось рождение Предтечи и близ нее примерно на два выстрела из лука около верхней части горы, находится рассевшаяся скала, приютившая бегущую мать Крестителя, державшую его еще младенца в своих объятиях, во время убиения младенцев Иродом”.
После поражения крестоносцев Цалах эд-Дином в 1187 году все Горенские церкви и монастыри были покинуты и оставались беспризорными. На какое-то время верхняя церковь (“церквица мала”) была занята армянами, в церкви Иоанна Крестителя, по свидетельству многих пилигримов, мусульмане устроили конюшню. В 1420 году Эйн Карем посетил русский паломник иеродиакон Зосима, который в своем “Путешествии” пишет: “И оттуду поидох в дом Захарьин, лезохом в подгорье; есть бо в том месте рождество Ивана Предтечи. И ту есть кладезь, а глаголют: коли девици испиют тое воды, а не сохранили девства своего, ино им уста позлатеют; сия же вода взов есть на облечение”. В 1621 году францисканцу Томасу Обисини удалось выкупить церковь Иоанна Крестителя, а в 1679-м францисканцы приобрели и вторую Святыню (церковь Посещения).
Комментарии (0)