Загадки монастыря Креста

monastir-svyatogo-kresta miniИерусалим – город таинственный, хранящий в себе загадки истории, горечь поражений, славу побед, интриги любви и обманчивость надежды.

Одним из самых загадочных мест Иерусалима считается монастырь Креста в долине Рехавия.

Вот они, некоторые древние, ветхозаветные и новозаветные предания, связанные с этим местом.

По христианской традиции монастырь Креста был основан на «месте Лотова знамения». История праведника Лота связана с благочестием его дяди Авраама. Именно к Аврааму в город  Хеврон является Пресвятая Троица, чтобы объявить о наказании городов Содома и Гоморры, располагавшихся  на месте современного Мёртвого моря. Именно в этих городах и проживал племянник Авраама Лот. Авраам зная, что через какое-то время за распространившийся грех , жители этих городов будут преданы смерти, договорился с Богом о спасении Лота.  По просьбе дяди, Лот был спасен. Спаслись и две его дочери. Жена же Лота за непослушание была обращена в соляной столб. Города были разрушены, все их жители погибли. Выжили лишь Лот и две его дочери. А на месте плодородной долины образовалось лишенное жизни Соленое море. Но все же,   вирус греха коснулся и этих троих. Дочери Лота, из-за страха остаться бездетными, напоили отца сладким вином и по очереди вошли к нему … Через девять месяцев старшая дочь родила сына и назвала его Моав –« он от отца моего», а у младшей родился сын, названный  Бен-Амми- «он от рода моего». Праведник Лот, очнувшись от вина, осознавая на душе грех, желал его искупить. Он приходит к дяде Аврааму и просит наказания и искупления. Авраам передает Лоту три посоха, оставленные тремя Ангелами, приходившими к Аврааму. И наказывает посадить их в землю и поливать.  За 25 километров от реки Иордан Лот высаживает саженцы и поливает.  Через десятки лет три саженца срастаются в единое  могучее дерево с тремя различными верхушками: кедр, кипарис и сосна. Таким образом, грех Лота был прощен.

Шли столетия. К Востоку от долины Креста вырос красивейший город Иерусалим, ставший столицей Объединенного Иудео-Израильского царства. Именно сюда царем Давидом, основателем царской династии, на гору Сион был перенесен ковчег Завета и сооружена скиния.

В планы царя Давида входило создать Храм имени Божьего. Но храм построил его сын Соломон. Во время строительства храма недоставало бруса для одной из стен Храма и рабочие решили использовать трехсоставное бревно. Он древо то оказывалось слишком длинным, то слишком коротким. Царь Соломон счел, что дерево непростое и распорядился положить его в Храме для всеобщего почитания. Здесь однажды, некая Максимилла неосторожно села на него. Одежда ее загорелась и она вскричала:  « Господь мой и Бог мой Иисус!»  за эти слова она была обвинена в богохульстве и побита камнями. А древо  было вынесено из Храма и выброшено в Овечью купель, где и находилось до времени. Много позже из этого древа был сколочен крест для распятия Спасителя.

Иерусалимское священное предание связывало строительство первого храма на этом месте с именами равноапостольных Константина и Елены . по другой версии, первая церковь на этом месте была возведена византийским императором Ираклием (610-614 годы). Император Ираклий, возвращавшийся с победой  после похода на персов с драгоценным трофеем – Честным Животворящим крестом, который был украден воинами Хозроя II, разрушившими Храм Святого Креста,  прежде чем войти в Святой город, разбил лагерь в долине Креста.

Предания же грузинской церкви приписывают основание монастыря грузинскому царю  Мириану  первому христианскому правителю Грузии. В IV веке святой царь отправился на поклонение святым местам Палестины и  получил в подарок от императора Константина надел земли –«место Лотова знамения». Археологические исследования действительно выявили следов церковных построек, датирующихся IV-VI веков.

Вот о чем свидетельствуют древние грузинские летописи: царь Мириан построил на подаренной земле небольшую церковь. Большего не успел. Следующим радетелем грузинской святыни в Иерусалиме стал Вахтанг Горгасал. Летописец характеризует этого царя, как мудрого правителя и бесстрашного воина. Горгосал –«волчья голова», так прозвали его побежденные им иранцы. Оказывается на шлеме царя был изображен волк. Царь Вахтанг Горгосал не единожды совершал паломничество в Палестину. И даже отправил сюда гарнизон грузинских всадников, в обязанности которых входило охранять Крестовый монастырь, который к тому времени уже был заселен иноками и имел вид крепости, величаво воздвигающейся над долиной Рехавия. Посланцы царя поселились недалеко от монастыря  и основали поселение, которое назвали Мальха. Из поколения в поколение передавался завет царя Вахтанга защищать монастырь и насельников от притеснителей.

Вот, что свидетельствовал дьякон Кончошвилли, паломничавший по Святой Земле в конце XVIII века: « Поблизости от Крестового монастыря, в так называемой «лощине роз» находится местечко Мальха. В нем живёт около 600  человек обоего пола. Ходит молва, будто жители Мальхи являются потомками переселенных сюда в V  веке, при царе Вахтанге, грузин для защиты Крестового монастыря. Они позабыли одной язык и веру отцов, все же помнят, что являются потомками переселенцев. Они говорят по-арабски, по-татарски и по-гречески. Они охраняют и обслуживают монастырь, обрабатывают монастырские земли и виноградники. Лицом и характером они отличаются от живущих по соседству и ними арабскими племенами»  

Но уже в 1960 году, когда грузинский ученый Ираклий Абашидзе посещал Иерусалим, он обнаружил на месте поселения опустевшие земли. Последнее поколение местных жителей рассеялось по Палестине , смешавшись с местными жителями страны.

Но вернемся в прошлое. Как свидетельствуют летопись, при царе Вахтанге монастырь Креста приобрел новый вид: был расширен и украшен сам храм, вокруг церкви возведены новые стены, разбиты сады и цветники. Вокруг монастыря появились новые поселения и странноприимные дома.

Продолжателем дела царя Вахтанга явился выдающийся грузинский философ Петр Ивер. Он прибыл в святой град со своим другом и   со-молитвенником Иоанном Лазом. Здесь братья по духу приняли монашеский постриг и стали проживать в монастыре Креста.  По преданию, дожив до глубокой старости, подвижники скончались и были похоронены в самом  монастыре.

Время шло. Палестина меняла правителей. Монастырь Креста так же подвергался разрушениям. В первой половине XI века на средства грузинского царя Баграта Куролапа и его матери Марии Крестовый монастырь был полностью перестроен. Строительные и реставрационные работы проводились по благословению знаменитого грузинского подвижника святого Евфимий Святогореца ( умер 1028г), пришедшего на Святую землю с горы Афон. И именно святой Евфимий избирает духовного сына иеромонаха Прохора ( Шавшели)  для восстановления разоренной грузинской  святыни . Грузинские иноки, разбросанные по лицу Святой земли,  как никогда нуждались в едином молитвенном доме. В лавре преподобного Саввы Освещенного теплилась монашеская жизнь. Именно здесь находили молитвенный покой и безопасность,  грузинские иноки Палестины.

Строительство главной церкви было закончено, как предполагают историки, около 1056 года. Храм Крестового монастыря в современном виде сохранился таким, каким был отстроен в XI веке. Никаких сведений о его радикальных перестройках не имеется. Известно только, что в XVII веке был обновлен купол, в середине XIX выстроен иконостас. И как бы это ни было удивительно, посетитель монастыря видит перед собой церковь, выстроенную в XI веке!  Но, к сожалению, древние фрески, древние росписи на стенах монастыря, увы, не сохранились.

Под руководством иеромонаха Прохора монастырь Креста становится одним из важнейших центров грузинской учености. Инок Прохор заказывает множество церковных, богослужебных книг  для восстановления молитвенной иноческой жизни.  Вновь прибывающие монахи приносят с собой различные манускрипты. Монастыри святого Афона, Лавра преп. Саввы, Иверский монастырь, все они высылают в дар грузинским монахам множество рукописей, которые в дальнейшем сами монахи переписывают и приумножают. Первая рукопись, которая была переписана в монастыре,  датируется 1055 годом. Так постепенно, Крестовый монастырь становится центром просвещения и молитвы.

Постепенно Прохору удалось собрать в монастыре множество переводчиков, книжников, писцов, рисовальщиков. Здесь переводятся и переписываются сочинения, получившие широкое распространение в самой Грузии, создается литературная школа.

Наладив монашескую жизнь, иеромонах Прохор выбирает одного из своих самых любимых учеников монаха Георгия, назначает его настоятелем, наказывает ему изо всех сил заботиться о благе насельников монастыря, а сам уходит в пустыню. Через три года братия узнает, что « отец Прохор мирно отошел ко Господу».

В течение веков за грузинским монастырем утвердилась слава средоточия культурных связей Грузии с остальным  христианским миром, он становится очагом зарубежной грузинской историографии. Созданные или переписанные в его стенах сочинения являлись  лучших образцом грузинской философской и духовной мысли. Крестовый монастырь стяжал славу праматери всех грузинских монастырей и церквей зарубежья. Множество книг получал монастырь в дар от различных правителей и пресвитеров. В специальных помещениях храма содержалось богатое рукописями и свитками книгохранилище. Однако, в результате постоянных набегов иноверцев, пленения монахов и разграбления церковного имущества библиотека монастыря была почти полностью разорена.

После взятия Иерусалима Салах- Аддином « нигде не осталось ни одной страницы рукописи или книги». Что уцелело от огня, « за гроши продавалось на  арабском рынке».

Но не только молитвам и сочинению духовных книг  посвящали себя монахи Крестового монастыря. Закладывая первых камни храма, монахи предполагали, что могут наступить и такие времена, когда монастырь будет, служит стратегическим целям. Поэтому опоясали святую обитель высокой и глухой стеной, оставив входом единственную низкую калитку, в которую вдвоём не уместиться. Превратили место своей молитвы в непреступную крепость.

Когда же Салах-Аддин захватил Иерусалим, во избежание разорения монастыря, царица Тамара направляет послов к грозному владыке с просьбой о помиловании. Таким образом, угроза разорения была устранена.

Легенда рассказывает, что в начале XIII  века в Святой град приходит Шота Руставелли. Проходит уже в пожилом возрасте. Проживает в монастыре Креста и несет послушание казначея. Именно Шота Руставелли является автором известной поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Именно он – Шота Руставелли , по легенде, был влюблен в святую царицу Тамару, и, искал забвения в стенах древнего монастыря. И именно себя он описывает в известной поэме.

С приходом Шота  в Крестовый монастырь начались работы по обновлению фресок и роспись купола храма. Возобновляются работы по составлению монастырской библиотеке. Казначей Шота Руставелли оставил о себе добрую память, его портрет изображен на одной из стен монастыря рядом с иконой преподобного  Иоанна Дамаскина. Земной путь Шота закончил в Иерусалиме, нашел упокоение в монастыре Креста.

Существует предание и о могиле царицы Тамары в том же монастыре Креста. В последние годы жизни царица становится все более и более набожной и ведет жизнь, согласно уставу палестинских монастырей. А в это время на Святой земле, в Крестном монастыре живет и молится тот, который был влюблен в ее безответно….

18 января 1213 года царица Тамара умирает. Ее отпели в Мцхетском соборе и перенесли в Гелати, родовую усыпальницу. Но археологам до сих пор не удалость обнаружить гробницу царицы.

Во, что повествует легенда. Румский султан, затаив злобу на Тамару, помятую нанесенные Тамарой оскорбления его предшественникам, грозился совершить  поход и осквернить гробницу царицы. Народ решил скрыть останки любимой царицы. В Гелати было сколочено двенадцать совершенно одинаковых гробов, в котором из них лежали останки, неизвестно. Юные рыцари вынесли  эти гробы из храма в разные стороны света. Засыпав могильные ямы землей, они встретились в лесу и в одном, как вздох, порыве, пронзили себя кинжалами, унося с собой навеки  тайну подлинной могилы царицу Тамары.

Легенды… Легенды…  Легенды….

По свидетельству одного израильского ученого Зеева Вильнаи « в храме Креста предавали земле сердца выдающихся царей, может быть и сердце Тамар нашло вечный  покой в Крестовом монастыре».

В годы правления египетского султана Бей-Барса ( 1260-1277), уничтожившего последние святыни крестоносцев на Востоке, из Крестового монастыря были изгнаны все насельники, а сам монастырь превращен в мечеть. Защищая обитель,  погиб  настоятель монастыря, Лука Мухаисдзе, прославленный грузинской церковью, как святой Лука Иерусалимский.

Мамелюкская мечеть просуществовала более тридцати лет, мусульмане еще долго досаждали грузинам, взымая с ним поборы за «мечеть».

Ценой огромных денежных усилий картлийскому царю ДавидуVIII в 1305 году удалось освободить монастырь.

В 1643 году настоятелем монастыря становится Никифор – образованный и энергичный человек. Никифор деятельно принимается за восстановление монастырского комплекса. Средства предоставляет мингрельский князь Леван Дадиани, жертвующий в память своей покойной супруги Нестан. Обновляются старые фрески, прописываются более основательно, покрываются свежей краской.  По свидетельству иконописцев, фресковый ансамбль монастыря Креста не имеет аналогов на Святой Земле. Он складывался на протяжении нескольких столетий. Самые ранние фрески были сделаны еще при настоятеле отце Прохоре в XI веке. Устройство мечете в монастырских стенах, вероятнее всего, уничтожило ранние фрески. Храм снова был расписан в XIV, а затем в XVII веках.  Хочется надеяться, что позднейший декоративный план повторяет раннюю фресковую композицию. Новой темой храмовых росписей XVII века становится задуманная Никифором серия портретов. Никифор воссоздает в храмовых росписях всю историю Крестового монастыря, представленную тремя яркими эпизодами: эпоха раннего византизма, начало грузинского монашества в Палестине и современность. Никифор изображает ктиторов монастыря, отчислявших средства на возрождение портретного ряда.

Прошло еще три десятилетия и положение Крестового монастыря стало катастрофическим. Помимо давления османских властей, тяжелых налогов и отсутствия должной политической поддержки из Грузии, оно еще усугублялось неумелых внутренним руководством. Грузинским правителям ничего не оставалось делать, кроме, как просить помощи у православной Российской Империи.

Греческий Православный Патриарх Досифей, посетивший Грузия в 1689 году, стремился собрать средства для уплаты долгов  иерусалимских грузинских монастырей. Дело двигалось плохо. Оказывалось, что бремя содержания грузинских святынь в Палестине полностью ложилось на плечи Иерусалимской церкви. Хотя грузинские паломники все еще шли в Иерусалим на поклонение святыне, но размещать их было негде. Крестовый монастырь был превращен в мечеть. Воззвания Патриарха о спасении православных грузинских святынь не увенчались успехом. И только в 1706 году с помощью оказанной поддержки со стороны грузинских правителей и пожертвований Иерусалимской церкви удалось погасить долги «во славу православных грузинских монастырей». Были возвращены монастыри святого Николая, свв.Феодоров, св.Василия, св.Георгия Еврейского и Крестовый монастырь «без долгов и свободные во всех отношениях». Таким образом, некогда грузинская собственность переходилась во владение Иерусалимской церкви.

Пришедший на Святую Землю в 1757 году кутаисский епископ Тимотэ Габашвили, оставивший наиболее полное описание святых мест Палестины, застал Крестовый монастырь в греческом владении. Так продолжается и по сей день, согласно завещанию, оставленному  Греческим Православным Патриархом Досифеем в XVII  веке: «Если же не будет у него доходов на содержания монастырей, то управляют ими греки по долгу христианскому».

Известно, что в ранние годы служения русской духовной миссии в Иерусалиме ( 1847-1853), епископом Парфирием (Успенским) в стенах Крестового монастыря было организовано духовное училище – семинария, для желающих стать священниками. Создана типография, выпускающая духовную литературу в помощь ученикам духовной школы и многочисленным паломникам, прибывающим из Российской Империи.

Современная судьба Крестового монастыря сводится к тому, что владеет им Иерусалимская Православная церковь. В одном из его пределов сохранилось место произрастания древа Крестного. В центральном пределе обновляются древние фрески. Монастырь действующий – служатся Божественные литургии, собирающие большое количество верующих  христиан из числа местных прихожан. Многочисленные паломники приходят на поклонения месту произрастания Честного Древа.

И хотя большую часть помещений занимает краеведческий музей, старинные стены, возведенные в  XI  веке, до сих пор хранят молитвенный труд грузинских монахов.

Ирина Миркина